ПРОЕКТИРУЯ ХРАМЫ  МЫ ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПРАВИЛА «ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НОВИЗНЫ».

"*"обозначает обязательные поля

Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.

Выполненные работы по этой услуге

Храмовое зодчество

Характерные черты построения древних храмов, дошедшие до нашего времени, можно отследить на примере древних культовых сооружений (эллинской и римской эпох), в основном имевших два типа структуры – базилика и мартириум. Структура базилики позволяла подчеркнуть движение человека к божеству: от входной зоны (где, как правило, были размещены фонтаны для омовения и очищения) в направлении алтаря – места установки статуй языческих богов и их жертвенников. Мартириум, же в противоположность базилике, имел статичный и центрический характер, как памятный храм, установленный непосредственно над местом почитания (например, на могиле или кургане).
Чтобы некоторым образом понять и отследить историю формирования и развития идеологии устройства храма, следует обратиться не только к фактически сохранившимся объектам, но также к текстовым упоминаниям. Наиболее авторитетные упоминания можно найти в Пятикнижии Моисея. В Книге Исход (вторая книга) дается повеление построить Скинию Завета (Исх.25:8 «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их») и ее описание (Исх.25:9 «всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте»). Строительство Скинии понадобилось, как явный символ пребывания Бога среди Его народа и знак заключения договора взаимодействия – Завета, центральной частью которого явились 10 Заповедей. Таким образом, понимание Храма, как Дома Божия, сложилось на основании прямого на то указания Творца всего мира.
Только в силу человеческой немощи со временем стал возникать вопрос: где нужно поклоняться Богу? Такой вопрос был одним из центральных в споре израильтян и самарян (потомков смешанных браков между израильтянами и язычниками). Приход Спасителя в мир ознаменовал Новый Завет, в котором в полной мере были даны ответы на все вопросы, в том числе и о месте поклонения. В беседе с самаряныней (см.: Ин 4, 1–54) «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Что сказать? Неужели в Новом Завете упрощается требование о строительстве храмов? Христос говорит невероятные вещи, их новизну и смелость просто не понять. Внимательное изучение Евангелия, Деяний Святых Апостолов и Апостольских Посланий, свидетельствует о том, что Иисус говорит о том, что скоро в мир придет Дух Святой, Утешитель, Дух Истины. При этом Спаситель вначале своей речи указывает, именно на тот факт, что «…спасение от Иудеев», т.е. все что было написано в Законе Моисея и у Ветхозаветных Пророков – должно быть исполнено и должно быть использовано, как некий «фундамент» для строительства Новозаветной Церкви.

Особенности проектирования Православных Храмов
«Человека называют венцом творения, но венец творения не только человек, но и все им созданное, и мы потому так мало живем на земле, что, создавая, должны всегда помнить: можно не успеть, и, помня это, не позволять себе лени и отдыха. Ибо смысл жизни людей на земле, смысл их появления на ней – созидание во славу Господа» (цитата из книги «Собор» Ирины Измайловой. По сюжету книги фраза принадлежит Огюсту Монферрану, автору Собора Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге).
Эти строки наиболее точно передают ту задачу, которая стоит перед зодчим, о чем следует помнить постоянно. Ведь никакие человеческие награды и признания не должны быть нравственным ориентиром в творчестве. Возможно кто-то скажет, что необходимо дистанцироваться и стараться исключить личное «я» из творческого процесса. Или же, наоборот, вложить все силы своей души, все свои знания, предпочтения, личный взгляд в процесс работы над проектом. Но обе эти точки зрения никак не противоречат конечной цели – поиску таких архитектурных форм, которые дадут славу Господу, а не зодчему, хотя и будет стоять подпись и авторство последнего на бумаге.

Работа над проектами православных храмов в нашей мастерской.
Мы придерживаемся классического правила «преемственности и новизны». После составления технического задания, сбора исходных данных и понимания пожеланий заказчика (представителей прихода) архитекторы приступают к аналитической части проекта — сбору исторических и современных аналогов, изучению контекста места и требований нормативной части градостроительного законодательства. Все эти этапы позволяют максимально сфокусировать внимание на будущем облике здания, идет работа над «отсечением ненужных элементов». После появления первых эскизных набросков работа выходит за границы мастерской – мы обращаемся к авторитетному мнению представителей Совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов. На совместных коллегиях удается максимально «отточить» принятые решения, добиться максимального результата, получить согласования председателя Совета и Епархиального архитектора, передать альбом на благословение правящему архиерею.
После утверждения архитектурно-градостроительного облика будущего храма на всех уровнях церковной и светской власти работа переходит в обычное повседневное русло – готовится проектная и рабочая документация, мы обеспечиваем поддержку заказчика при получении разрешения на строительство, ведем авторский надзор.
Для максимального понимания полученных проектных результатов и самоконтроля мы направляем наши работы на конкурсы и православные выставки. Такой способ взаимодействия с обществом и коллегами позволяет выявить слабые места в наших проектах, наработать опыт и исключить ошибки в дальнейшем.